Проектирование и проверочный расчет КПП МТ-10
Редуктор — неотъемлемая составная часть современного оборудования.
Редуктором называют механизм, выполненный в виде отдельного агрегата, служащий для понижения угловой скорости и соответственно повышения крутящих моментов.
К коробкам передач относят редукторы, у которых кроме передач имеются механизмы, обеспечивающие ступенчатое изменение частоты вращения ведомого вала. Частота вращения ведомого вала изменяется при помощи кулачковых и фрикционных муфт, включением определенных колес или передвижением их вдоль одного вала до ввода в зацепление с колесами на параллельном валу.
Главной особенностью проектирования является необходимость вписывания разных ступеней передач в определенное межосевое расстояние при заданных частотах вращения ведомого вала и размещение в коробке механизмов переключения скоростей.
В коробках передач транспортных машин передаточные числа выбираются в соответствии с оптимальными тяговыми характеристиками и экономичным расходованием топлива. Межосевое расстояние определяется по максимальному вращающему моменту. Профильный угол иногда делают больше , углы наклона косых зубьев
При выполнении курсового проекта находят практическое применение основные разделы курса ''Конструирование машин и механизмов'', такие как расчеты зубчатых передач различных типов, разъемных и неразъемных соединений, валов, выбор подшипников, материалов и термообработок, масел, посадок, параметров шероховатости и т.д.
Заданием курсового проекта является проектирование и проверочный расчет КПП МТ-10.
Перечень условных обозначений, сокращений и символов
— частота вращения, об/мин;
— момент, Н·м;
— ресурс долговечности, ч;
— передаточное отношение;
— крутящий момент, Н·м;
— коэффициент полезного действия;
— число зубьев;
— допускаемое контактное напряжение, Мпа;
— допускаемое изгибное напряжение, МПа;
— коэффициент безопасности;
— коэффициент долговечности;
— предел контактной выносливости, МПа;
— предел изгибной выносливости, МПа;
— базовое число циклов перемены напряжений;
— расчетное число циклов перемены напряжений;
— коэффициент неравномерности распределения нагрузки по длине контактных линий;
— коэффициент динамической нагрузки;
— коэффициент расчетной нагрузки;
—коэффициент, учитывающий шероховатость переходной поверхности зуба;
—коэффициент, учитывающий чувствительность материала к концентрации
— модуль зацепления;
— коэффициент ширины зубчатого колеса;
— делительный диаметр зубчатого колеса, мм;
— диаметр окружности вершин зубчатого колеса, мм;
— диаметр окружности впадин зубчатого колеса, мм;
— ширина венца зубчатого колеса, мм;
— межосевое расстояние, мм;
— удельная расчетная окружная сила, Н;
— коэффициент, учитывающий форму сопряженных поверхностей зубьев;
— коэффициент, учитывающий механические свойства материалов сопряженных колес;
— коэффициент, учитывающий суммарную длину контактных линий;
— коэффициент смещения исходного контура;
— коэффициент трения в зацеплении;
—коэффициент потерь в зубчатом зацеплении;
— коэффициент динамичности;
— запас прочности по нормальным напряжениям;
— запас прочности по касательным напряжениям;
— общий запас прочности;
— окружная сила, H;
— радиальная сила, H;
— эквивалентная нагрузка на подшипник, H;
— динамическая грузоподъемность подшипника.
Проектировочный расчет
Исходные данные:
Количество зубьев шестерни: ;
Количество зубьев колеса: ;
Требуемое передаточное отношение: ,6;
Частота вращения шестерни: ;
КПД подшипников качения :;
КПД передачи: ;
Срок службы: .
Таблица 1.1
Элемент передачи |
Марка стали |
Термообработка |
Заготовка |
Твердость поверхности |
||
Шестерня |
20Х2Н4А |
Цементация |
поковка |
1400 |
1200 |
65HRCэ |
Колесо |
20Х2Н4А |
Цементация |
поковка |
1400 |
1200 |
63HRCэ |
Определение числа циклов перемены напряжений шестерни и колеса:
, где
- количество контактов зубьев шестерни и колеса за один оборот, (=1), тогда:
, , ;
, , ,
Определение допускаемых напряжений:
а) контактных:
,
где - предел контактной выносливости,
- коэффициент безопасности, - коэффициент долговечности, тогда
,
так как и , то, а , ,
для колеса -,
для шестерни - ,
,
в качестве расчётного принимаем ;
б) изгибные:
, где
, тогда
,
, так как , то , ,
,
;
в) предельные:
,
.
Определение коэффициентов расчётной нагрузки:
Коэффициенты расчётной нагрузки соответственно при расчётах на контактную и изгибную выносливость равны:
,
,
где,
kА=1- коэффициент внешнего динамического нагружения для случая равномерно нагруженного движения;
- коэффициенты неравномерности распределения нагрузки по длине контактных линий (при НВ>350),
- коэффициент динамической нагрузки для 8-ой степени точности,
kHa= kFa=1
,
.
Определение начального диаметра шестерни
,
где, ,
X=0.0061(100-Z)
X1=0.549, X2=0.4
=0.064956,
, ,
,
- коэффициент ширины шестерни относительно её диаметра,
, тогда
.
Определение модуля зацепления
Принимаем
m
=2.75мм ,тогда
,
Mежосевое расстояние: .
Проверочный расчёт
Проверка передачи на контактную прочность:
,
где,
- коэффициент, учитывающий форму сопряжённых поверхностей зубьев,
- угол наклона прямого зуба, - угол профиля зуба рейки, для стальных колес Е2= Е3=2,1 105 МПа,
Zm=275 МПа1/2-коэффициент учитывающий свойства колес;
При коэффициентах смещения X1 ,X2, коэффициент формы сопряженных поверхностей зубьев ZH=1.494.
- коэффициент, учитывающий суммарную длину контактных линий, так как колесо прямозубое, то ;
Определим окружную скорость:
,
уточним коэффициент расчётной нагрузки:
, где
- удельная окружная динамическая сила, где
- коэффициент, учитывающий влияние вида зубчатой передачи и модификации профиля зубьев,
- коэффициент, учитывающий влияние разности основных шагов зацепления зубьев шестерни и колеса, тогда
,
- удельная расчётная окружная сила в зоне наибольшей концентрации, где
- полезная окружная сила,
- ширина зубчатого венца, тогда
,
следовательно: ,
,
,
определяем удельную расчётную окружную силу:
,
,
Недогруз составляет 2.1%. что допустимо.
Проверка зубьев передачи на изгибную выносливость
.
а) Определим коэффициенты формы зубьев шестерни и колеса:
для ,
для ,
, .
б) Проверяем на прочность зуб шестерни:
,
, где
- коэффициент, учитывающий перекрытие зубьев, при 8-ой степени точности,
- коэффициент, учитывающий наклон зубьев, тогда
.
Проверка на контактную и изгибную прочность при действии максимальной нагрузки (проверка на перегрузку, на предотвращение пластической деформации или хрупкого излома):
,
;
- Конструирование зубчатого колеса и шестерни
- Проверочный расчет второй передачи редуктора
- Расчет третей передачи редуктора
- Проверочный расчет четвертой передачи редуктора
- Расчет передачи заднего хода редуктора
- Проектировочный расчет вала-шестерни
- Проверочный расчет вала-шестерни
- Расчет шлицев
Популярные материалы:
Определение специализации, производственной
мощности и размеров вагоносборочного участка депо
Место размещения депо выбираем на сортировочной станции.
Годовая программа деповского ремонта, с учетом возможности увеличения плана ремонта в перспективе, Nд, вагонов, вычисляют по формуле:
(24)
где: kр - коэффициент, учитывающий рез ...
Меры безопасности
В помещении лаборатории для питания разного оборудования (ЭВМ, осветительные приборы) используется сеть переменного тока с напряжением 220В и частотой 50Гц с заземленной нейтралью.
Лаборатория, в которой размещена компьютерная техника, я ...
Безопасность жизнедеятельности
Безопасность жизнедеятельности представляет собой систему законодательных актов, социально – экономических, технических, санитарно – гигиенических и организационных мероприятий, обеспечивающих безопасность, сохранение работоспособности и ...