Проектирование и проверочный расчет КПП МТ-10
Редуктор — неотъемлемая составная часть современного оборудования.
Редуктором называют механизм, выполненный в виде отдельного агрегата, служащий для понижения угловой скорости и соответственно повышения крутящих моментов.
К коробкам передач относят редукторы, у которых кроме передач имеются механизмы, обеспечивающие ступенчатое изменение частоты вращения ведомого вала. Частота вращения ведомого вала изменяется при помощи кулачковых и фрикционных муфт, включением определенных колес или передвижением их вдоль одного вала до ввода в зацепление с колесами на параллельном валу.
Главной особенностью проектирования является необходимость вписывания разных ступеней передач в определенное межосевое расстояние при заданных частотах вращения ведомого вала и размещение в коробке механизмов переключения скоростей.
В коробках передач транспортных машин передаточные числа
выбираются в соответствии с оптимальными тяговыми характеристиками и
экономичным расходованием топлива. Межосевое расстояние определяется по
максимальному вращающему моменту. Профильный угол иногда делают больше , углы наклона косых зубьев
При выполнении курсового проекта находят практическое применение основные разделы курса ''Конструирование машин и механизмов'', такие как расчеты зубчатых передач различных типов, разъемных и неразъемных соединений, валов, выбор подшипников, материалов и термообработок, масел, посадок, параметров шероховатости и т.д.
Заданием курсового проекта является проектирование и проверочный расчет КПП МТ-10.
Перечень условных обозначений, сокращений и символов
—
частота вращения, об/мин;
—
момент, Н·м;
—
ресурс долговечности, ч;
—
передаточное отношение;
—
крутящий момент, Н·м;
—
коэффициент полезного действия;
—
число зубьев;
—
допускаемое контактное напряжение, Мпа;
—
допускаемое изгибное напряжение, МПа;
—
коэффициент безопасности;
—
коэффициент долговечности;
—
предел контактной выносливости, МПа;
—
предел изгибной выносливости, МПа;
—
базовое число циклов перемены напряжений;
—
расчетное число циклов перемены напряжений;
—
коэффициент неравномерности распределения нагрузки по длине контактных линий;
—
коэффициент динамической нагрузки;
—
коэффициент расчетной нагрузки;
—коэффициент, учитывающий шероховатость переходной поверхности
зуба;
—коэффициент,
учитывающий чувствительность материала к концентрации
—
модуль зацепления;
— коэффициент
ширины зубчатого колеса;
—
делительный диаметр зубчатого колеса, мм;
—
диаметр окружности вершин зубчатого колеса, мм;
—
диаметр окружности впадин зубчатого колеса, мм;
—
ширина венца зубчатого колеса, мм;
—
межосевое расстояние, мм;
—
удельная расчетная окружная сила, Н;
—
коэффициент, учитывающий форму сопряженных поверхностей зубьев;
—
коэффициент, учитывающий механические свойства материалов сопряженных колес;
—
коэффициент, учитывающий суммарную длину контактных линий;
—
коэффициент смещения исходного контура;
—
коэффициент трения в зацеплении;
—коэффициент
потерь в зубчатом зацеплении;
—
коэффициент динамичности;
—
запас прочности по нормальным напряжениям;
—
запас прочности по касательным напряжениям;
—
общий запас прочности;
—
окружная сила, H;
—
радиальная сила, H;
—
эквивалентная нагрузка на подшипник, H;
—
динамическая грузоподъемность подшипника.
Проектировочный расчет
Исходные данные:
Количество зубьев шестерни: ;
Количество зубьев колеса: ;
Требуемое передаточное отношение: ,6;
Частота вращения шестерни: ;
КПД подшипников качения :;
КПД передачи: ;
Срок службы: .
Таблица 1.1
Элемент передачи |
Марка стали |
Термообработка |
Заготовка |
|
|
Твердость поверхности |
Шестерня |
20Х2Н4А |
Цементация |
поковка |
1400 |
1200 |
65HRCэ |
Колесо |
20Х2Н4А |
Цементация |
поковка |
1400 |
1200 |
63HRCэ |
Определение числа циклов перемены напряжений шестерни и колеса:
, где
-
количество контактов зубьев шестерни и колеса за один оборот, (
=1), тогда:
,
,
;
,
,
,
Определение допускаемых напряжений:
а) контактных:
,
где -
предел контактной выносливости,
-
коэффициент безопасности,
- коэффициент долговечности, тогда
,
так как и
, то
, а
,
,
для колеса -,
для шестерни - ,
,
в качестве расчётного принимаем ;
б) изгибные:
, где
,
тогда
,
, так
как
, то
,
,
,
;
в) предельные:
,
.
Определение коэффициентов расчётной нагрузки:
Коэффициенты расчётной нагрузки соответственно при расчётах на контактную и изгибную выносливость равны:
,
,
где,
kА=1- коэффициент внешнего динамического нагружения для случая равномерно нагруженного движения;
-
коэффициенты неравномерности распределения нагрузки по длине контактных линий
(при НВ>350),
-
коэффициент динамической нагрузки для 8-ой степени точности,
kHa= kFa=1
,
.
Определение начального диаметра шестерни
,
где, ,
X=0.0061(100-Z)
X1=0.549, X2=0.4
=0.064956,
,
,
,
-
коэффициент ширины шестерни относительно её диаметра,
,
тогда
.
Определение модуля зацепления
Принимаем
m
=2.75мм ,тогда
,
Mежосевое расстояние: .
Проверочный расчёт
Проверка передачи на контактную прочность:
,
где,
-
коэффициент, учитывающий форму сопряжённых поверхностей зубьев,
-
угол наклона прямого зуба,
- угол профиля зуба рейки, для стальных колес Е2= Е3=2,1 105 МПа,
Zm=275 МПа1/2-коэффициент учитывающий свойства колес;
При коэффициентах смещения X1 ,X2, коэффициент формы сопряженных поверхностей зубьев ZH=1.494.
-
коэффициент, учитывающий суммарную длину контактных линий, так как колесо
прямозубое, то
;
Определим окружную скорость:
,
уточним коэффициент расчётной нагрузки:
, где
-
удельная окружная динамическая сила, где
-
коэффициент, учитывающий влияние вида зубчатой передачи и модификации профиля
зубьев,
-
коэффициент, учитывающий влияние разности основных шагов зацепления зубьев
шестерни и колеса, тогда
,
-
удельная расчётная окружная сила в зоне наибольшей концентрации, где
- полезная окружная сила,
-
ширина зубчатого венца, тогда
,
следовательно: ,
,
,
определяем удельную расчётную окружную силу:
,
,
Недогруз составляет 2.1%. что допустимо.
Проверка зубьев передачи на изгибную выносливость
.
а) Определим коэффициенты формы зубьев шестерни и колеса:
для
,
для
,
,
.
б) Проверяем на прочность зуб шестерни:
,
, где
-
коэффициент, учитывающий перекрытие зубьев, при 8-ой степени точности,
-
коэффициент, учитывающий наклон зубьев, тогда
.
Проверка на контактную и изгибную прочность при действии максимальной нагрузки (проверка на перегрузку, на предотвращение пластической деформации или хрупкого излома):
,
;
- Конструирование зубчатого колеса и шестерни
- Проверочный расчет второй передачи редуктора
- Расчет третей передачи редуктора
- Проверочный расчет четвертой передачи редуктора
- Расчет передачи заднего хода редуктора
- Проектировочный расчет вала-шестерни
- Проверочный расчет вала-шестерни
- Расчет шлицев
Популярные материалы:
Определение потребности в топливе и смазочных материалах
Общая потребность в дизельном топливе для выполнения объёма механизированных работ каждым трактором определяется путём умножения количества смен, затраченных трактором за сезон полевых работ, на сменную норму расхода топлива.
Сменная нор ...
Ширина и высота проектируемого тепловоза
Максимальная ширина строительного очертания локомотива Вл ограничена габаритом подвижного состава 1-Т (ГОСТ 9238-83) и может быть принята равной:
Вл = 3400 мм
Высота строительного очертания тепловоза Нл определяется от уровня верха голо ...
Виды сообщений
В практике перевозок грузов различают два вида сообщений: смешанное сообщение и прямое сообщение.
Смешанное сообщение - это перевозка грузов различными или одним и тем же видом транспорта, но с перегрузкой (например, с одного автомобиля ...