Техника безопасности
Человек начинает ощущать воздействие проходящего через него переменного тока 0,6-1,5 мА. Этот ток называется пороговым ощутимым. При токе 10-15 мА человек не может отнять рук от электропроводов, самостоятельно разомкнуть цепь поражающего его тока. Такой ток принято называть неотпускающим, а ток меньшего значения - отпускающим. Ток 50 мА поражает органы дыхания и сердечно-сосудистую систему. При токе 100 мА наступает фибриляция сердца, заключающаяся в беспорядочном, хаотическом сокращении и расслаблении мышечных волокон сердца. Оно останавливается и кровообращение прекращается.
Ток более 5 А, как правило, фибриляцию сердца не вызывает. При таких токах происходит немедленная остановка сердца и паралич дыхания. Если действие тока кратковременное, не превышающее 1-2 с и не вызвавшее повреждения сердца в результате нагрева или ожога, то после отключения тока сердце самостоятельно возобновляет нормальную деятельность, но для восстановления дыхания требуется немедленная помощь в виде искусственного дыхания.
Допустимое значение переменного тока частотой 50 Гц, проходящего через тело человека от одной руки к другой или от руки к ногам, при нормальном (не аварийном) режиме работы электроустановки не должно превышать 0,3 мА при напряжении не свыше 2 В. Эти нормативные значения должны быть уменьшены в 3 раза, если работа выполняется в условиях высоких температур окружающей среды (свыше 20 °С) и повышенной влажности (относительная влажность более 75%).
В аварийном режиме электроустановки предельно допустимые напряжения U прикосновения переменного тока частотой 50 Гц в зависимости от продолжительности t этого прикосновения представлены ниже.
t, с менее 0,1 0,1 0,2 0,3 0,4 0,5 0,6 0,7 0,8 0,9 1,0 свыше 1,0
U, В 650 500 250 165 125 100 85 70 65 55 50 36
Приведенные значения отвечают требованию недопустимости превышения уровня тока 6 мА независимо от продолжительности прикосновения, что соответствует отпускающему (переменному) и неболевым (постоянным) токам.
Для предотвращения поражения электрическим током при работе в электроустановках работник должен применять индивидуальные средства защиты, к которым, в частности, относятся диэлектрические перчатки, резиновые коврики, изоляция рукояток слесарно-монтажного инструмента и указатели напряжения. Средства защиты должны храниться в отведенных для этого специальных шкафах, на стеллажах, в ящиках отдельно от инструмента и материала. При этом средства защиты из резины должны быть защищены от воздействия масел, бензина и других веществ, разрушающих резину, а также от прямого воздействия солнечных лучей и тепла от нагревательных приборов и агрегатов.
Перед использованием защитных средств работник обязан проверить их исправность и отсутствие внешних повреждений, убедиться в наличии штампа с указанием даты следующего очередного испытания, очистить и обтереть их от пыли, а диэлектрические перчатки проверить на отсутствие проколов. При этом запрещается пользоваться защитными средствами, срок испытаний которых истек.
В заключение хотелось бы подчеркнуть значение техники безопасности в общем комплексе вопросов, связанных с обеспечением безопасности движения поездов. На наш взгляд, устройства СЦБ с учетом поездных устройств АРС являются последней инстанцией, которая подводит итог всей деятельности работников метрополитена тех служб, которые непосредственно связаны с организацией и управлением движения поездов. Для поддержания нормативных показателей устройств СЦБ и оперативного устранения неисправностей в действующих устройствах наряду с глубокими техническими знаниями принципиалъных и монтажных схем, методов поиска и правил замены элементов и приборов, технологии ремонта изъятой из эксплуатации аппаратуры требуются твердые, отработанные до автоматизма приемы и навыки в принятии мер обеспечения личной и коллективной безопасности каждым отдельным работником из обслуживающего персонала. Этими компонентами обеспечения безопасности должны обладать электромонтер, электромеханик и инженер; исполнители и руководители.
Популярные материалы:
Размещение и расчет механизированного
пункта текущего ремонта вагонов
Механизированный пункт текущего ремонта вагонов размещен на крайних внутренних путях сортировочных парков. Для МПРВ выделены два пути.
Количество позиций для круглосуточной работы, пп, вычисляется по формуле
, (26)
где tв - норма прост ...
Назначение, расположение и краткое устройство карбюратора
Карбюратор располагается в верхней части двигателя под воздушным фильтром и предназначен для смешивания топлива и воздуха, управления составом топливно-воздушной смеси и ее дозировкой.
Карбюратор имеет два расположенных рядом вертикальны ...
Выбор метода организации технологического процесса на объекте
проектирования
В проектах по зоне текущего ремонта технологический процесс может быть организован методом универсальных или специализированных постов.
Метод универсальных постов ТР является в настоящее время наиболее распространенным для большинства АТ ...