Общая характеристика воздействий автомобильного транспорта на окружающую среду
Очевидно, что прямое сжигание отработанных масел в котельных установках неприемлемо с экологической точки зрения, так как известно, что при сжигании 100 т отработанного масла образуется в среднем 500 кг серной кислоты и 400 кг мелкодисперсной золы. Для получения полноценного котельного топлива применяют в ряде случаев обеззоливание и пиролиз. Обеззоливание отработанных масел проводится слабым раствором серной кислоты в воде. В результате получают котельное топливо по свойствам, не уступающим высококачественным мазутам. Для получения более легких печных и дизельных топлив отработанные масла подвергают пиролизу.
Отработанные смазочные материалы можно использовать также для технологических нужд при производстве железобетонных изделий для смазывания форм, в дорожном строительстве, при изготовлении асфальтобетонных смесей, при устройстве кровли промышленных и гражданских зданий, в качестве добавки к битумам и т.д.
Перечисленные способы утилизации и повторного использования отработанных масел при существующих ценах на сырую нефть экономически более выгодны по сравнению с технологиями их регенерации. Однако последние более эффективны с экологической точки зрения, так как обеспечивают замкнутый жизненный цикл смазочных масел, т.е. их повторное многократное использование. В настоящее время применяют более пятнадцати различных технологий регенерации отработанных масел, которые включают один или несколько способов: отстаивание, центрифугирование, фильтрацию, атмосферную перегонку, вакуумную перегонку, тонкопленочное вакуумное испарение, сернокислотную очистку, очистку сжиженным пропаном, контактную очистку адсорбентами, каталитическую гидроочистку водородом и др. Большинство этих технологий сложны и дорогостоящи, поэтому могут быть реализованы преимущественно в промышленных условиях при значительных объемах переработки.
Однако устаревшее оборудование, изношенные регенерационные установки, отсутствие законодательной базы, обязывающей предприятия сдавать отработанные и использовать регенерированные масла, в ближайшем будущем не позволит наладить переработку отработанных масел. Поэтому в данных условиях целесообразно разрабатывать малозатратные технологии переработки, которые можно реализовать непосредственно на предприятии, эксплуатирующем машины, или на самой машине.
Сегодня существуют разработки стационарных и передвижных регенерационных установок для автомобильного транспорта и агропромышленного комплекса. Работа этих установок основана на использовании гравитационного отстаивания, центробежной и вакуумной очистки, микрофильтрации, смешивании с товарными маслами, присадками или добавками. Рентабельность таких установок не превышает 20 %.
Однако более эффективна технология переработки смазочных масел, реализуемые непосредственно на борту автомобиля. Впервые такая технология была предложена фирмой Caterpillar (США) и применялась на карьерном автосамосвале. Разработанное устройство позволяло автоматически дозировать работающее моторное масло из картера масляной системы дизеля для подачи в его топливную систему через определенные интервалы времени, в зависимости от режима работы. При этом обеспечивалась оптимальная периодичность замены моторного масла, которое к тому же перерабатывалось непосредственно на автомобиле. Это позволило отказаться от процесса сливания отработанного моторного масла из картера.
Однако такая технология позволяет лишь утилизировать моторное масло, в то время как известны разнообразные способы, позволяющие повысить эксплуатационные свойства масла и вести оперативный контроль его состояния. Например, химическое модифицирование масел путем введения присадок или добавок, способствующих повышению их противозадирных свойств, продлению срока службы, снижению изнашивания пар трения, повышению долговечности машины. Следовательно, наиболее эффективно применять комплексное системы переработки отработанных масел непосредственно на автомобиле, что позволяет модифицировать масла, проводить их очистку и утилизацию.
Предлагаемая технология комплексной физико-химической переработки работающего масла (рисунок 5.1) заключается в следующем. При работе двигателя с помощью автоматизированной системы управления (АСУ) осуществляется контроль качественных характеристик работающего моторного масла. С этой целью в масляную систему двигателя устанавливаются датчики контроля работоспособности ТСАМ, тип которых определяется назначением машины, режимами ее работы и свойствами применяемого масла. Для определения работоспособности ТСАМ по параметрам работающего масла наиболее целесообразно использовать его оптические и диэлектрические свойства. Если контроль свидетельствует о нарушении работоспособности ТСАМ, АСУ подает команды на запуск устройства доочистки масла и одновременно на его комплексную физико-химическую активацию. При ухудшении качественных характеристик моторного масла в результате команд химический активатор, представляющий собой устройство автоматического дозирования, вводит необходимую порцию соответствующих функциональных препаратов (присадок или добавок) в масляную систему двигателя. При необходимости повышения эффективности их действия непосредственно на трубопроводе масляной системы установлен физический активатор, обеспечивающий электромагнитную или ультразвуковую обработку масла. Исследования показали, что воздействие электромагнитным полем одновременно с введением присадки позволяет значительно повысить эксплуатационные свойства смазочного материала. Это происходит благодаря увеличению объема присадки в узле трения в процессе его работы, лучшего удержания активной части присадки на поверхности трения под воздействием поля, возможности многократной подачи одних и тех же частиц присадки при их отрыве от поверхности трения. По мере увеличения срока службы машины усилению эффекта от совместного использования присадки и магнитного поля способствует то обстоятельство, что в смазочном материале вместе с присадкой циркулирует все большее число частиц износа, среди которых преобладают частицы железа. За счет сил адгезии поверхностно-активных веществ в смазочном материале эти частицы в виде комплексных соединений циркулируют в масляной системе, что позволяет осуществлять перенос частиц при садки к парам трения под действием магнитного поля.
Популярные материалы:
Обоснование и выбор маршрутов перевозок
Работа автотранспорта должна организовываться на четкой организации движения подвижного состава, обеспечивающей максимальную производительность при минимально возможной (в конкретных условиях) себестоимости перевозок. Правильная организац ...
Анализ выполнения программы по организации работ и услуг для посторонних
организаций и населения
Оказание предприятиями вагонного хозяйства сторонним организациям (предприятиям и физическим лицам) работ и услуг способствует привлечению в отрасль реальных дополнительных финансовых ресурсов, повышению ее доходности.
Реализация "П ...
Выбор системы отопления, освещения и вентиляции
Вагоноремонтный завод в том числе вагоносборочный цех является крупными потребителями энергии, пара и сжатого воздуха, трёхфазный переменный ток частотой 50 Гц, напряжением 380 и 220 В используется для питания электродвигателя, сварочных ...